На развитие транспортного комплекса московского региона на период 2010-2015 гг. необходимо 4,9 триллионов рублей, сообщил во вторник на заседании выездной коллегии Минтранса РФ, правительств Москвы и Московской области в подмосковных Мытищах вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов. По его словам, из федерального бюджета будет выделено 2,3 трлн руб., из бюджета Москвы – 1 трлн руб., из подмосковного бюджета – 141,5 млрд руб. и еще 1,3 трлн руб. из внебюджетных инвестиций. "В едином плане градостроительного развития Москвы и Подмосковья, должны быть предложены наиболее эффективные решения по размещению районов жилищного строительства, административно-деловых зон, объектов социальной инфраструктуры, сельскохозяйственных, агропромышленных и лесопарковых зон", - сказал Сергей Иванов.
По словам вице-премьера, в настоящий момент в Москве и Московской области зарегистрировано 5,3 млн автомобилей, что составляет 16% от всех зарегистрированных автомобилей в России. "Средняя скорость движения общественного транспорта в Москве составляет 27,8 км/час, средняя скорость движения автобуса – 17,3 км/час, трамвая – 14,1 км/час. – рассказал Иванов. – В среднем, каждый житель столицы тратит 65 минут на поездку из дома на работу, и только 35% тратят на эти цели менее 50 минут".
Он подчеркнул, что из-за чрезмерной концентрации у столицы различных функций возникают проблемы автомобильных пробок, ухудшается состояние окружающей среды, растут цены на недвижимость, увеличиваются потоки трудовой миграции.
"В случае реализации программы, появляется шанс для преобразования масштабных территорий города и области", - отметил Сергей Иванов. Однако он обратил внимание, что из 4,9 трлн руб. на реализацию программы, только две трети из них придутся на федеральный и региональные бюджеты. "Остальные – внебюджетные средства, об их привлечении нужно говорить более предметно", - сказал вице-премьер.
В свою очередь, мэр Москвы Юрий Лужков отметил, что программа развития транспортного узла московского региона может быть не выполнена в случае недостаточного финансирования. "Мы достаточно спокойно обсуждаем эту тему, а я бы хотел обозначить ее как кризисную ситуацию", - сказал Лужков.
По его словам, кризисная ситуация возникла не вчера, она накапливалась с 2004 года, когда по инициативе Минфина РФ был ликвидирован дорожный фонд. "В том случае, если бы дорожные фонды сохранились в ведении регионов, то транспортную проблему в Москве и Московской области можно было бы решать планомерным образом, а не в авральном режиме", - сказал столичный градоначальник.
Мэр Москвы заметил, что рассматриваемая программа не будет реализована, если Минфин РФ "не повернется к нам лицом". "При наличии ресурсов эта программа очень хорошая, более того, она одна из лучших, которые были рождены в последние годы в стенах министерств и ведомств", - подчеркнул Лужков.
Он сказал, что вопрос финансирования программы должен быть в кратчайшие сроки рассмотрен на заседании правительства РФ. "Если мы это не сделаем, мы получим транспортный коллапс в ближайшем будущем и ухудшение ситуации", - сказал мэр столицы.
Юрий Лужков также назвал смешным объем средств федерального бюджета, выделяемых на строительство метро. По его словам, столичные власти планируют в ближайшие 6 лет потратить 370 млрд руб. на развитие метрополитена в Москве. "В настоящее время 2,4 млн человек в Москве проживают вне зоны комфортного доступа к метро. В 2009-2015 годах мы выделяем 370 млрд рублей на программу развития метрополитена. Это позволит нам ввести за этот период 42 км новых путей", - сказал Лужков, добавив, что потребность города в дополнительных путях метрополитена составляет 120-130 км.
"Федеральный бюджет выделяет на строительство метрополитена в России 20 млрд руб. Выделять такие деньги - это смешно", - сказал Юрий Лужков. По его словам, минимальная потребность Москвы в субвенциях из федерального бюджета на строительство метро на период до 2015 года составляет 300 млрд руб., что позволит дополнительно построить 79 км путей.
Он также сообщил, что если федеральным правительством не будет финансово поддержано продление новой трассы "Москва – Петербург" от МКАД до улицы Академика Королева, столичные власти не согласуют проект стыковки этой магистрали с МКАД. "Мы можем получить такую ситуацию, когда из-за непродуманности трассы, получим на МКАД дополнительно 20 км загруженности магистрали", - отметил Лужков.
Как рассказал в своем докладе глава Минтранса Игорь Левитин, в рамках программы в московском регионе планируется строительство 685 км платных автомагистралей и скоростных дорог и реконструкция 861 км существующих федеральных дорог, сооружение 29 путепроводов на пересечениях железных и автомобильных дорог.
"В результате реализации этих мероприятий доля федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, возрастет с 27% до 65%. Доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки, уменьшиться с 47% до 29%", - сообщил Левитин.
Также будет развиваться железнодорожный транспорт, которому согласно программе отводится важное значение. В программе определена необходимость строительства 365 км дополнительных путей на радиальных направлениях железных дорог, 93 км на Большом магистральном обходе и 88 км на Малом кольце, предусмотрена реконструкция 11 пассажирских и технических станций.
Кроме того, предполагается развитие пригородных перевозок скоростными электропоездами на всех радиальных направлениях в сообщении с наиболее крупными районными центрами – Крюково, Лобня, Сергиев Посад, Подольск, Переделкино, Одинцово, Нахабино и др.
Планируется также вынос части грузовых дворов в Московскую область и перепрофилирование оставшихся для обеспечения завоза грузов в Москву, развитие дальних железнодорожных обходов столицы для вывода транзитного грузового движения.
"В результате реализации этих мероприятий, объемы перевозок пассажиров в пригородно-городском сообщении увеличатся в два раза – с 800 млн человек в год до 1,6 млрд человек в год. Размеры пригородного движения в целом по московскому транспортному узлу увеличатся на 40%, а объем отправления пассажиров железнодорожным транспортом в дальнем сообщении увеличится с 30,9 млн человек до 48 млн человек в год", - подчеркнул министр транспорта.
В программе предусматривается развитие внутреннего водного транспорта, повышение его роли в обеспечении грузовых и пассажирских перевозок за счет модернизации существующей инфраструктуры внутренних водных путей с целью ее доведения до нормативного состояния. К числу приоритетных мероприятий относится реконструкция и модернизация 18 гидроузлов ФГУП "Канал им. Москвы", а также строительство портово-логистического комплекса в Дмитрове, который позволит перенести часть грузоперевозок с автомобильных и железных дорог на внутренние водные пути.
Что касается Московской области, то в настоящее время 22% жителей региона ездят на личных автомобилях, 62% отдают предпочтение железной дороге, а 16% - наземному общественному транспорту. Задача местных властей при росте пассажиропотока - не допустить увеличения доли перевозок на легковом автотранспорте.
Игорь Левитин также рассказал, что согласно программе развития московского транспортного узла, до 2015 года в Москве планируется построить 79 км новых линий, а также 43 станции метрополитена и 7 депо метрополитена.
Он отметил, что в настоящее время 2,5 млн жителей столицы проживают в крупных жилых массивах, не имеющих доступа к метрополитену. По словам Левитина, отставание в сооружении линий метро составляет более 100 км.
По данным Минтранса, в результате реализации этой программы и ввода новых линий метрополитена общая протяженность сети метро в Москве вырастет с 292 км в 2007 году до 371 км в 2015 году.
Приоритетным проектом для Москвы является организация пассажирских перевозок по Малому кольцу МЖД, где по прогнозу объем перевозок на перспективу составит около 270 млн человек в год. На Малом кольце предусматривается строительство третьего главного пути и организация 7 пересадочных пунктов на радиальные железнодорожные линии и 11 пересадочных пунктов на линии метро.
Разработчики программы утверждают, что меры по развитию общественного транспорта и улично-дорожной сети позволят улучшить транспортное обслуживание населения Москвы, повысить среднюю скорость передвижения по городу на 15%, снизить долю протяженности магистральной улично-дорожной сети, работающей в режиме перегрузки, с 80% до 60%, снизить число "заторовых" перекрестков на 20%.
Отметим также, что в рамках совместного заседания коллегии министерства транспорта России, правительств Москвы и Московской области в Мытищах прошла выставка "Развитие транспортного комплекса московского региона", которую посетили первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, министр транспорта РФ Игорь Левитин, мэр Москвы Юрий Лужков, губернатор Московской области Борис Громов и др. На выставке были представлены различные образцы подвижного состава и проекты развития транспортного узла московского региона.
Корреспондент: Андрей Щетинин Фотокорреспондент: Андрей Кружалин ДТиС
|